Познаем мир вместе

shadow

Программа развития детей из кризисных семей

Цель программы: отработка методик воспитания и развития детей (от 3 до 6 лет) из кризисных семей на основании достижений гуманной педагогики и распространение этого опыта среди общественных организаций.
С каждым годом в Украине увеличивается число кризисных семей и, как следствие, число беспризорных детей.
Ими занимается милиция и в отдельных случаях социальные службы. Но это глобальная проблема, которая касается нашего будущего, и решать ее надо всем обществом.
Существующие в Украине общественные организации работают с разнообразными проблемными категориями населения, и в каждой такой категории есть кризисные семьи, дети из которых требуют помощи в развитии.
Единственной возможностью детям из проблемных семей получить хотя бы элементарное воспитание и развитие, ознакомиться с правилами морали и получить духовные ориентиры может стать организация на благотворительной основе специальных «комнат развития».

При каждой организации можно создать Клуб детского развития, который объединит волонтеров, которые будут проводить именно для этих детей развивающие занятия. Это возможно лишь при условиях наличия методических рекомендаций, ориентировочных программ развивающих занятий и волонтеров, которые прошли надлежащую подготовку.
Наш Фонд привлек специалистов по современным системам гуманной педагогики, которые готовы взять на себя труд по подготовке методических и дидактических пособий для волонтеров, проведению соответствующих тренингов, а также созданию системы методов для занятий с детьми из кризисных семей.
По данным психологии, нервная система и головной мозг развивается у человека от рождения и примерно до восьми лет: за этот период формируется максимум познавательных, интеллектуальных, духовно-моральных возможностей ребенка, закладываются основные жизненные стратегии. Ребенок рождается с потребностью в познании и ждет помощи взрослых. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию детей от 3 до 6 лет.
Из существующих педагогических систем мы остановились на педагогическом опыте М. Монтесори, девизом которого является: «Помоги мне это сделать самому». Эта уникальная система – пример эффективной реализации идей свободного воспитания, гуманистических идеалов, отсутствия какого-либо авторитаризма со стороны воспитателей. Феномен педагогики М. Монтесори – безграничная вера в природу ребенка.
Доктор психологии Мария Монтесори работала сначала с умственно отсталыми детьми. Но когда они продемонстрировали обществу неожиданно высокие результаты (интеллектуальные, волевые, коммуникативные, эмоциональные), ее систему начали применять и для развития нормальных детей.
Педагогический опыт Монтесори получил широкое распространение по всему миру и существует уже более ста лет.
Монтесори-материалы — важная составляющая этой уникальной системы. Их часто называют «золотыми», потому что из огромного числа дидактических средств основательницей системы были отобраны только те, которые привлекают и приносят радость каждому ребенку. Немаловажно, что эти предметы сделаны из качественных натуральных материалов.

Полный комплект Монтесори-материалов состоит из 167 комплектов дидактических средств, которые включают несколько сотен предметов. Лишь собранные вместе, они составляют систему и формируют универсальное развивающее пространство для ребенка, которое охватывает практически все области человеческой деятельности. Монтесори-материалы группируются в учебной среде по функциональным зонам: зона практической жизни, сенсорного развития, языковая, математическая, спортивная, игровая, зона космического развития. Овладевая этими дидактическими средствами, ребенок вступает в мир человеческой культуры, усваивает опыт предыдущих поколений, у него формируется осмысленный образ мира, что является актуальным для детей из кризисных семей.
В Украине эта уникальная педагогическая система не имеет надлежащего распространения. Есть лишь одиночные частные Монтесори-классы в Крыму, Виннице и Киеве. Сложность организации таких групп в нашей стране объясняется, прежде всего, отсутствием квалифицированных специалистов, а также предприятий, которые бы специализировались на изготовлении дидактических средств Монтесори из качественных натуральных материалов. Продукция предприятий России, которые на сегодня выпускают Монтесори-материал, не носит системного характера и не отвечает мировым стандартам, тем самым, ставя под вопрос всю эффективность системы.

Закупить полный комплект Монтесори-материалов для дошкольников возможно только за рубежом. Голландская фирма «Nienhuis» по нашей просьбе согласилась принять участие в нашей Программе и предложила нам приобрести ее продукцию с 50-ти процентной скидкой. Таким образом, стоимость комплекта для одной “комнаты развития” составляет 5636,35 евро.
Сначала развивающие занятия по системе М. Монтесори планируется проводить с группой детей из кризисных семей в экспериментальном классе в г.Ужгород и в Детском Центре «Теремок» (Черкасского областного отделения Всеукраинской Сети Людей с ВИЧ/СПИД). Полученный опыт будет распространяться среди общественных организаций, которые работают с разнообразными проблемными категориями населения Украины. Запланировано создание ориентировочной программы развивающих занятий, проведение семинаров по Монтесори-педагогике для волонтеров.
Ждем вашей поддержки!