Школа третьего тысячелетия

shadow

Наступает время методологии, ориентированной на духовный путь развития человека, способной ответить на вызовы третьего тысячелетия.

Цель проекта: создать условия для глубинного пересмотра стратегических целей и ценностного базиса образования в третьем тысячелетии, а также для сбора и творческой обработки мировоззренческих ресурсов сегодняшней педагогической науки, которые могут быть использованы в педагогике будущего.
Нужны творческие люди со свободным мышлением!
Необходимы ресурсы для строительства экспериментального центра-школы!
Требуются идеи в русле новой педагогической парадигмы!
Ждем ваших откликов и поддержки!

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ШКОЛА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»

Начало нового тысячелетия характеризуется не только интенсивно меняющимся миром за окном но, прежде всего глобальными переменами в мировоззрении. Устанавливаются качественно иные отношения человека с окружающим миром, обществом, Богом, которые еще необходимо исследовать. Принципом нашего времени становится приобретение качественно новых знаний, с последующим их практическим применением, а не просто накопление абстрактной информации. В этом случае знания воздействуют не только на интеллект, но на всего человека в целом.

Всё чаще поднимается вопрос о детях из будущего, или детях индиго, или звездных детях, для которых просто необходимы совершенно новые системы развития, подходы в образовании и воспитании. Человеческие качества в людях развиваются не по жестким схемам физико-биологических законов, а по программам надбиологического, духовного характера. Возникает потребность в реформировании способов образования и воспитания, перестройке педагогической технологии в единое духовно-образовательное пространство.

Школа – живой организм, чутко реагирующий на изменения в обществе, образовании, науке. Для общества школа – цель и средство собственного духовного воспроизводства. Длительное время она подчинялась тоталитарному принципу унификации и стандарта, страдала от обезличенности в образовании. Сегодня можно говорить о кризисе классической модели и системы образования, о разработке новых фундаментальных педагогических идей и подходов, по-новому трактующих содержание образования.

Материалистическая трактовка воспитания как необходимости ломать и подгонять развивающегося человека средствами воспитания к некоей совершенной модели личности сменяется пониманием необходимости плавного и осторожного развития “человеческого измерения”; не человек создается в соответствии с требованиями общества и государства, а эти структуры переходят на службу человеку, его потребностям; не общество оценивает личность, а личность определяет ценность общества для нее с правом свободного выбора наиболее подходящего общества; воспитание пронизывает идея поиска компромисса, сочетающего противоположности общества и личности.

Наше время характеризуется множеством изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки ее деятельности, проводятся многочисленные эксперименты. Однако педагогические коллективы, руководители образовательных учреждений, ощущая острую потребность в изменениях, испытывают столь же острый недостаток концептуальных идей, знаний культурно-исторического опыта развития образования, научных основ организации школьного эксперимента. Наблюдения за инновационной деятельностью в школах приводят к выводу: в школе практически ничего не меняется, потому что не изменена парадигма, способная вместить мировоззренческие, планетарные и духовные процессы нового времени.
Педагогика третьего тысячелетия нуждается не столько в изобретении новых средств, сколько в более или менее ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей в полной мере использовать уже имеющиеся воспитательные средства для достижения общественно значимых целей. Еще предстоит выделить базовые цели, определяющие стратегию образования в наши дни, главнейшими из которых являются:
— преодоление жесткого манипулирования сознанием ребёнка, отступление от практики навязывания незыблемых и не подлежащих критике стереотипов мышления;
— выход на диалогические формы отношений;
— создание образовательной среды, способствующей духовному, интеллектуальному, нравственному и физическому развитию ребенка;
— переход к «живому знанию», т.е. знанию, переосмысленному применительно к себе, своим чувствам, предпочтениям, позиции, опыту и т.д., знанию, в котором ребенок открывает свой личностный смысл, т.к. задача современной школы – помочь ребенку раскрыть и реализовать заложенные в нем знания; не научить старому, мертвому опыту прошедших времен и других людей, а помочь привнести новые для нашего мира знания, – и др.
Ценность человека, духовный мир личности определяется степенью сформированности его ценностной ориентации, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с миром, диапазоном его глубинных возможностей, мерой его ответственности перед будущим. Наступает время духовно ориентированной методологии, способной ответить на вызовы третьего тысячелетия.
Пока еще трудно встретить школу, уже ставшую «лабораторией духовности». Педагогика лишь идет к этому идеалу. Поэтому современная школа ищет и экспериментирует. Необходимо пересмотреть стратегические цели и ценностный базис образования в третьем тысячелетии, а также собрать мировоззренческие ресурсы, которыми обладает сегодня педагогическая наука.